Под игом: попытка революции без права на попытку
Последнее время белорусов часто упрекают в том, что они предоставили свою территорию для создания плацдарма вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины. Ничего не предприняли для того, чтобы остановить русские механизированные колонны, следовавшие в Украину, не организовывали протесты, не проводили антивоенные акций в Беларуси и чуть ли не собственноручно убивали украинцев.
Создается впечатление, что это является целенаправленной информационной кампанией, в которой принимают участие некоторые украинские политики, лидеры общественного мнения, общественные деятели и журналисты.
Например, Юрий Касьянов со своей странички фейсбука сообщает, что собирается спросить с каждого белоруса:
«В конце-концов придётся ответить каждому на простой вопрос: что ты лично сделал, чтобы остановить войну?.. Чтобы не позволить армии орков напасть на Украину с территории Беларуси?.. Чтобы российские самолёты не бомбили Украину с белорусских аэродромов?.. Мы спросим с каждого!».
Роман Бессмертный в интервью интернет-изданию «Цензор» утверждает, что якобы белорусы не имеют христианских ценностей и целенаправленно их привязывает к военным преступникам из Российской Федерации, убеждая аудиторию, что они точно такие же убийцы:
«Білорус для мене – напівзнищений етнос, який не подає сигналів, що він живий. Бо різниці між цим загнаним білорусом і башкиром, мордвином немає ніякої. У них немає того, що є в самоідентифікованого етносу, нації – цінностей. Ми живемо в системі християнських цінностей. Хтось більше, хтось менше. Ми розуміємо так, що є добро, а що є зло. Той, хто себе не ідентифікує, він ніколи в житті не розрізняє добра і зла. Бо в нього нема цього набору цінностей. Тому білорус нічим не відрізняється від народів, про які я кажу. Його дуже легко поставити у стрій і змусити стріляти. В українця чи кого завгодно. І якби вони сюди зайшли, ніякої різниці між ними і тими, що тут були, не було б».
Министерство образования Украины 8 апреля проводит круглый стол на котором «О. Котусенко як представник МОН, Ю. Ковбасенко (Українська асоціація учителів зарубіжної літератури), О. Ніколенко (науковець, автор програм і підручників), В. Туряниця (учитель зарубіжної літератури, директор школи), Н. Рудницька (учитель зарубіжної літератури), Л. Фартух (учитель зарубіжної літератури), Л. Юлдашева (учитель зарубіжної літератури, науковець)» принимают единогласное решение «вилучити твори російської і булоруської літератур із шкільних програм зарубіжної літератури».
Великолепная идея помочь русским и их сатрапу Лукашенко в уничтожении символов национального возрождения.
Могли ли белорусы организовать массовые антивоенные протесты и помешать вторжению русских войск с территории Беларуси? Есть ли вина белорусов в агрессии против Украины? Принимали ли они участие в пусках ракет по украинским городам? Готовы ли беларусы убивать украинцев? Нужно ли их ассоциировать с палачами из российской армии? Попробуем разобраться в сложившейся ситуации и найти ответы на эти вопросы.
Для того чтобы попытаться оценить ситуацию, нужно прежде всего исключить эмоции. Согласен, когда в стране идет кровопролитная война, смерть и разрушения, когда вокруг столько горя – это очень сложно сделать. Но моя семья тоже проснулась 24 февраля в пятом часу утра от разрывов русских ракет в Киеве. Жена и дочь первую неделю войны из-за практически постоянных воздушных тревог большую часть времени проводили в подвале многоэтажного дома. У меня, как и у многих, тоже возникают подобные вопросы.
На мой взгляд, нельзя оценивать ситуацию накануне войны в Беларуси и Украине, как идентичную. Все-таки Украина за 30 лет независимости далеко ушла от Беларуси в области соблюдения прав человека, демократии, сменяемости политических элит через демократические процедуры, развитию свободных СМИ, возрождению национальной культуры. По сути, это две разные страны, два разных народа со своим менталитетом, но достаточно близкие друг к другу, в том числе и по языку, в отличие от тех же русских.
Беларусь всегда подвергалась более жесткой русификации, чем остальные республики СССР, получившие независимость в 1991 году. И не только в СССР, а и в 19 веке во времена Российской империи. Подробно разбирать этот период можно долго, но я обозначу ключевые моменты.
В 1831-32 и 1863-64 годах на территории современной Беларуси было два национально освободительных восстания. По результатам первого была ликвидирована греко-католическая церковь, а имущество и прихожан передали русской православной церкви, приходов которой было не так много до 1840 года. С 1835 года повсеместно был введен русский язык, вплоть до русификации имен. А по результатам разгрома второго восстания был нанесен удар по римо-католической церкви, подавляющие большинство приходов было передано русско-православной церкви. В подавлении этих национально-освободительных восстаний, в том числе, приняли участие малороссийские казачьи полки, созданные специально для решения этих задач.
После развала Российской империи, началось национальное возрождение в Беларуси, ростки которого в значительной мере были ликвидированы в период сталинских репрессий и планомерно продолжались уничтожаться вплоть до развала СССР. В Украине мало кто знает, что на территории Беларуси после окончания Второй мировой войны до середины 50-х годов тоже шла партизанская война с коммунистическим режимом.
Убийства популярных оппозиционных политиков, повсеместное уголовное и административное преследование оппозиционных активистов. Лишения их возможности получения высшего образования, негласный запрет на работу, невозможность содержать свои семьи, а, следовательно, усиление процесса выдавливания из страны политически активных граждан. Тотальная фальсификация результатов голосований, уничтожение независимых СМИ, нанесение мощного удара по зарождающемуся гражданскому обществу, которое фактически полностью к 2022 году уничтожено.
Последний серьезный всплеск протестов произошел после фальсификации результатов голосования на президентских выборах августа 2020 года. Этот протест был жестоко и кроваво подавлен, в том числе, и с применением огнестрельного оружия, вплоть до убийства протестующих. Репрессии продолжаются по сегодняшний день. Десятки тысяч людей прошли и проходят через преследования, тюрьмы, избиения. Люди, в лояльности которых у режима есть сомнения, не могут устроиться даже на работу обычной уборщицей или дворником. Закрыты все независимые газеты, закрыты все неподконтрольные режиму общественные организации.
По некоторым оценкам в период правления Лукашенко, начиная с 1995 года, вынуждены были покинуть страну более 1,5 млн человек из 10 млн населения. Особенно большой отток произошел с августа 2020 года и до самого начала войны. Бежало из страны несколько сотен тысяч политически активных граждан. В Беларуси развязан тотальный террор и царит полное беззаконие. Страна превращена в некое подобие ОРДЛО. Создана мощная репрессивная машина, которая перемалывает всех подряд, включая даже тех, кто не принимал участия в протестах, но мог проявлять нелояльность к режиму ранее 2020 года.
Фактически, накануне войны проведена огромная работа по жестокой зачистке любой потенциальной опасности, которая могла повредить вторжению. В реальности, де-факто в августе 2020 года произошла аннексия Беларуси, сейчас она также фактически оккупирована, как украинский Крым и ОРДЛО. А Лукашенко Кремль оставил исполнять обязанности «губернатора», с полномочиями субъекта Российской Федерации. Практически он лишен возможности принимать стратегические решения по развитию страны и ее экономики, осуществлять самостоятельную международную государственную политику, а армия и спецслужбы превращены в своеобразные филиалы подобных российских структур.
Исходя из созданных реалий, возможности открыто массово протестовать против войны у белорусов сильно ограничены, практически это невозможно осуществить. Тем не менее находились люди, выражавшие свою публичную солидарность с Украиной и подвергшиеся за это репрессиям. Были факты причинения ущерба железнодорожному сообщению, где при задержании безоружных партизан представителями спецслужб им были сознательно нанесены серьезные огнестрельные ранения, которые могут привести к инвалидности. Беларуский квази-парламент принял законопроект о введении смертной казни за покушение на совершение террористических актов. Это означает, что власть фактически легитимизирует возможность убийства своих оппонентов, широко трактуя понятия намерений «покушения» на теракт.
Выдавливание из страны большого количества протестно настроенных граждан. Лишение свободы тысяч активистов, которые сейчас брошены в тюрьмы и колонии. Созданная в стране атмосфера страха и террора делает невозможным на сегодняшний день организацию любого массового протеста. В Беларуси сейчас проживает порядка 200 тысяч этнических украинцев, которые так же, как и белорусы не вышли протестовать против развязанной Российской Федерации войны. Точно так же не могут осуществлять подобные массовые протесты украинские граждане на ранее оккупированных русскими территориях Донбасса и Крыма. Есть ли в этом прямая вина украинцев и белорусов? На мой взгляд, вопрос риторический. Вина за развязывание и участие в войне лежит не на народах, а на конкретных индивидуумах независимо от их национальности.
О роли правящих и оппозиционных элит в Беларуси, о том, готовы ли белорусы убивать украинцев, чем чревата развязываемая кампания по стравливанию украинцев и белорусов между собой, обсудим в следующем материале.
Викладене у статті є особистими думками автора, які не завжди збігаються з редакційною політикою "Західного інформаційного фронту"
Відгуки
Немає відгуків.
Залишити коментар